Компания VPG LaserONE (ООО «ВПГ Лазеруан», кластер «СФ Тех» ГК Softline) поставила и внедрила роботизированный комплекс гибридной лазерной сварки на одном из самых передовых отечественных машиностроительных заводов в Брянске.
Первый в отрасли
Данный комплекс радикально меняет подход к сварке крупногабаритных толстостенных конструкций — рам тележек локомотивов и аналогичных ответственных деталей. Это первое отечественное решение такого класса — в рамках кластерной инвестиционной платформы Минпромторга РФ.
Оборудование предназначено для автоматической сварки элементов рам тележек локомотивов, но его принцип легко масштабируется на другие крупногабаритные толстостенные конструкции.
Ключевое преимущество — роботизированное исполнение в сочетании с гибридной лазерно-дуговой технологией, обеспечивающей радикально более высокую скорость и стабильность шва по сравнению с традиционными методами.
Синергетический эффект комбинации лазерного излучения и электрической дуги преодолевает ограничения каждого процесса по отдельности. Результат: глубокое проплавление за один проход, минимум проходов сварки и высокая повторяемость при работе с толстостенными материалами.
Лазерно-дуговая сварка: технологическая новизна
Несмотря на то, что технология гибридной лазерной сварки не новая, она достигла коммерческой зрелости и лидирует в сегменте толстой стали благодаря прогрессу оборудования.
Волоконные лазеры высокой мощности. Сейчас доступна стабильная мощность 8–20 кВт и выше, компактность и высокая эффективность.
Интеллектуальные горелки и датчики. Автоматическая коррекция дорожки, контроль ванны, слежение за зазором, поскольку метод требует точной настройки синхронизации лазера и дуги, управления фокусом и подачи проволоки.
Роботы и системы позиционирования. Гибридная сварка всё чаще ставится на автоматизированные линии.
Улучшенные присадки для высокопрочных сталей. Это расширяет применение в тяжелой промышленности.
Данная система предназначена для автоматической сварки элементов рам тележек локомотивов и других крупногабаритных толстостенных конструкций. Роботизированный комплекс на основе гибридной лазерно-дуговой сварки обеспечивает качественный технологический эффект, недостижимый традиционными дуговыми методами.
Сравнение гибридной лазерно-дуговой сварки с существующими технологиями
Технические преимущества комплекса обеспечивают дополнительный прирост качества и стабильности шва
- Тепловложение снижается в ~2-3 раза, что приводит к минимальным термическим деформациям (в 3–5 раз меньше)
- Уменьшенное сечение шва обеспечивает меньший объем наплавленного металла и более высокую точность геометрии
- Энергопотребление снижается в 1,5–2 раза, что повышает общую энергоэффективность процесса
Использование гибридной технологии позволяет рационально использовать расходные материалы
- Расход сварочной проволоки уменьшается до 5 раз
- Потребление защитного газа снижается почти в 4 раза
- Общая стоимость расходных материалов сокращается более чем в 4 раза, обеспечивая экономию порядка 60–80%
Технологическая эффективность комплекса выражается в снижении времени выполнения операций
- Основное время сварки сокращается более чем в 9 раз
- Общее время производственного цикла уменьшается в 4–6 раз
- При сварке элементов рам разной длины и конфигурации достигается ускорение в 4–6 раз, что подтверждено на примере боковых, концевых и шкворневых балок
Экономический эффект
Роботизированный комплекс гибридной лазерной сварки обеспечивает прямую экономию материалов, времени и производительности: сварка ускоряется в 9 раз, цикл — в 4–6 раз, что снижает потребность в сварочных линиях, позволяет увеличить выпуск рам тележек без расширения площадей/персонала или сократить штат/смены. Конвертация экономии в рубли зависит от структуры себестоимости (зарплата, накладные, смена оборудования), но экономия расходников достигает 60–80% (проволока ↓ 5 раз, газ ↓ 4 раза).
Скрытая выгода: деформации уменьшаются в 3–5 раз, узкий шов и низкое тепловложение ниже в 2-3 раза минимизируют переделки, шлифовку, брак, гарантийные ремонты и простои локомотивов (экономия 20–30% на финише). За счет снижения энергии идет прямая экономия электроэнергии и тепловых расходов цеха. Пропускная способность растет, что позволяет брать дополнительные заказы и сокращать сроки поставок — ключевой коммерческий эффект.
Комплекс масштабируется на отрасли с серийной продукцией из толстостенных металлов после кастомизации под заказчика: судостроение (сварка корабельных сталей толщиной 6–51 мм с ростом скорости и глубины проплавления для корпусов), тяжёлое машиностроение, атомная промышленность. Технология доказала применимость к конструкциям, аналогичным рамам тележек.
За каждым роботизированным комплексом — не только высокие технологии, но и умы и руки людей. Автоматизация и роботизация не заменяют человеческий инжиниринг, а усиливают его: глубокий анализ процессов, точная настройка под специфику производства, тесное сотрудничество с отраслевыми предприятиями. Команда VPG LaserONE (ООО «ВПГ Лазеруан», кластер «СФ Тех» ГК Softline) создает решения, где передовые лазеры и роботы работают в гармонии с экспертизой инженеров, открывая новые горизонты для российской промышленности.








